Business.Interview Виктор Кох 2018
Недавно Интервью поговорили с Victor Koch, и вот что из этого получилось:
Иван: Перед нашим с Вами интервью Вы поставили одно условие: чтобы это интервью было, как бы, в прямом эфире, от первого до последнего слова, без какой-либо редактуры. С чем это связано?
Виктор: Мне кажется, что в будущем все информационные источники будут нацелены на моментальную передачу, поэтому я глубоко убежден в эффективности “прямого эфира”. Я не стесняюсь написать что-то с ошибками либо сказать неправильно. Отсюда, моим словам не требуется редактура, которая в большинстве случаев меняет содержание.
Иван: Расскажите о том, кто является Вашим кумиром / кумирами (примером в жизни, те на кого Вы равняетесь в жизни)? Почему?
Виктор: С периодом взросления мои вкусы и приоритеты несколько раз менялись, но Альберт Эйнштейн до сих пор занимает почетное место среди всех персон. Его вклад в развитие теоретической физики был настолько велик, что оставляет в тени большинство “великих” ученых 20-го века. Из технологичной индустрии большое влияние на меня оказал Торвальдс Линус с инновационной позицией предоставлять ПО с открытым кодом и Ритчи Деннис, который стал отцом языка программирования C вместе с системой Unix. Из предпринимателей меня вдохновляет Джеф Безос. Такой бизнес, как Amazon мог сделать только человек с безумным желанием изменить мир, поэтому его долгий и тернистый путь является для меня примером. Эххх, сейчас те люди, которые будут читать мой ответ, наверное, впервые услышат такое имя, как Эндрю Уайлс. Это известный математик, который смог доказать теорему Ферма, если бы многие люди занимались математикой, то сразу бы знали ответ, почему его деятельность меня вдохновляет.
Иван: В одном из своих интервью, Вы рассказывали о том, как набирали команду и что цените таланты. В связи с этим, хотели бы узнать, а легко ли Вы принимаете решение об увольнении своих сотрудников? Если да / нет, то почему?
Виктор: Если учитывать, что за последние 14 лет работы я попрощался с 6 людьми, то, вероятнее всего, мои навыки коллективной работы находятся на высоком уровне. В большинстве случаев, почему так происходило — это банальная человеческая слабость в виде воровства. Я не могу работать дальше с человеком, который спи*** из общего дела и тем самым нарушил баланс между отношениями. Все остальное я не отношу к критическому состоянию, но тоже учитываю. Мое советское воспитание не позволяет мне пропускать воровство мимо и уж тем более игры, где происходит “футбол в одни ворота”. Такое отношение уходит в мое прошлое, когда над моим воспитанием работал отчим с военной закалкой. Он всю жизнь занимал пост в генштабе и большую часть характера передал мне в тот период, когда я взрослел. Если ощущаешь свою вину, то извинись, если тебе стремятся принести ущерб, то дай отпор. Всё просто, как 1+1.
Я очень рад, что те люди, которые работали со мной, разделяли мою идеологию в рабочих процессах, поэтому из года в год наши отношения становились крепче.
Иван: В одном из Ваших интервью Вы сказали: “Через 10 лет я буду хорошим мужем и любящим отцом, а вне семьи — венчурным капиталистом”.
Виктор: Мой план относительно отцовства немного сместился (улыбается), но все остальное никто не отменял. Буду ли я женат — тоже неизвестно, т.к. современные реалии отношений между полами стали “другими”. Под этим я подразумеваю, что модель семьи была разрушена под воздействием западного влияния.
«Что не баба, так хочу то, хочу другое, хочу следующее, а взамен Вы получаете знаете что?» Правильный ответ — ничего (смеётся). Я, конечно, шучу, но в моих словах есть доля истины, что лица женского пола стали второстепенными субстанциями в жизни, если у тебя в целом все есть для существования. Если у Вас появились какие-то проблемы и уж тем более, если они сказались на ее жизни, то даю больше 70%, что в скором будущем рядом с Вами не будет такой девушки. Знаете… Сегодня, мало людей с желанием сделать что-то большее, чем просто сходить вместе в ресторан, в кино или в магазин. Формирование крепких отношений требует упорства с обеих сторон, а не с одной, поэтому в России большая часть браков распадается.
Стану ли я венчурным капиталистом? Хмммм, наблюдайте за процессом. Думаю, что это будет увлекательным приключением на ближайшие 10 лет (улыбается).
Иван: А что значит для Вас быть “хорошим мужем и любящим отцом”? Есть ли у Вас критерии этого, и какие они?
Виктор: В тот момент я думал, что количество добрых дел улучшит понимание, но, кажется, я ошибался. Хорошее люди быстро забывают и не ценят, поэтому критериев никаких нет. Всё слишком индивидуально и зависит от обстоятельств.
Иван: И по поводу венчурного капиталиста через 10 лет. Какую отрасль считаете перспективной через 10 лет? Почему? За какими текущими стартапами будущее, на Ваш взгляд?
Виктор: Помешательство в области криптовалют завершится падением, но произойдет вся “батва” не сразу. Интернет отрасль будет насыщена до такого состояния, что в основе будут востребованы гибридные модификации сервисов, которые связаны с онлайном. К тому времени люди уже привыкнут к примочкам в виде Ai, поэтому будут воспринимать всё это, как обыденность развития той или иной функции. Мой взор падает на продукты, которые могут решать какие-то проблемы для определённой группы людей. Если Вы создаете платформу для разработчиков, и она чертовски помогает сократить затраты на что-то, то Вы создаете сейчас продукт, который способен стать единорогом. Всё остальное, что просто как-то косвенно улучшает продукт, но не делает его эффективнее = ерунда.
Иван: Что Вы думаете про ICO и криптовалюты? На Ваш взгляд, это новый хайп или мошенничество / новое МММ?
Виктор: Нужно больше времени, чтобы понять, будет ли блокчейн пригодной технологией для рынка. Негативные реакции возникают из-за стремления быстрой наживы людей, но это скоро закончится (надеюсь). Я редко спешу с выводами, т.к. за свою жизнь видел много ложных выводов и прогнозов. В 2018 году будет все понятно, осталось ждать недолго. Если появятся действительно ценные продукты, то многие изменят свою позицию и перестанут называть криптовалюту аферой.
Иван: В одном из интервью Вы выглядели как Стив Джобс. Это совпадение или поклонение?
Виктор: Никакого поклонения не было (улыбается). Он смуглый, я смуглый, у него тёмные волосы и у меня, поэтому наличие очков сделало из нас похожих внешне людей. Я никогда не стремился быть похожим на Стива Джобса. Однажды мне повезло познакомиться с людьми, которые с ним работали. Если верить их словам, то он был очень-очень-очень сложным человеком, склонным на истерику и психологические манипуляции. Из-за этого внешнего сходства я теперь не ношу очки такого форм-фактора и реже одеваюсь в темное (смеётся).
Иван: Вы очень много работаете, и часто об этом упоминаете в своих интервью. А что для Вас важно еще кроме бизнеса / работы? Чем увлекаетесь?
Виктор: За последние годы я открыл в себе мастерство неплохо готовить, поэтому в свободное время немного кулинарю. Моё фирменное блюдо — брускетта из лосося с сыром и печеным хлебом, а также ребрышки BBQ. Важную роль моей жизни играет также чтение материалов из разных областей, но в основном — это математика. Меня могут посчитать безумцем, но, на мой взгляд, все процессы Вселенной могут быть объяснены математически, поэтому сам процесс понимания приносит мне удовольствие. Возможно, что это привычка сформировалась во время обучения в университете либо из-за тяжелой работы в молодости, но я до сих пор могут потратить всю ночь на чтение математической гипотезы или изящный алгоритм.
Иван: В одном из интервью Вы сказали, что Вы ложитесь в 4–5 утра, просыпаетесь в 9–10 утра, на работе проводите время минимум 8–10 часов. Получается, что при таком графике у Вас очень мало личного времени, и оно для Вас должно быть ценным ресурсом.
Виктор: Этот год был тяжелым для меня не только из-за активной деятельности, но из-за прекращения длительных отношений, поэтому я ушёл целиком в работу. Время — это самое ценное и дорогое, что у меня есть. К сожалению, перед тем, как куда-то пойти или даже просто выйти из офиса/дома, я сто раз подумаю, т.к. боюсь потратить время впустую. Фильмы, сериалы или другие способы развлечения для меня роскошь, как и ежедневные встречи с друзьями. С родными я вижусь раз в полгода либо реже, что для меня стало нормой.
Иван: Сколько времени Вы тратите на свидания с девушкой/девушками? И, кстати, самое свидание Вам не напоминает порой интервью?
Виктор: Я уже не помню, когда у меня было свидание… Так уж получилось, что мне каждый день задают вопросы, поэтому я привык отвечать на них. Многим людям не понять, но когда ты очень много работаешь и пытаешься сделать нечто уникальное, то принимаешь достаточное количество критики в свой адрес. Было время, когда я с трудом переваривал всё то, что выливалось на меня ежедневно. Сейчас в любой ситуации я могу сохранить баланс. Где-то в 23 года до меня дошла истина жизни, что если я буду реагировать на каждую непонятную ситуацию с нервами, то в 30 лет отправлюсь в последний путь. И этот путь вряд ли можно будет назвать путёвкой на Марс (смеётся).
Иван: При таком режиме сна Вы высыпаетесь? Или сон — это для слабаков?
Виктор: Не высыпаюсь и постоянно думаю о том, чтобы наконец-то расслабиться.
Иван: Может, у вас есть какая-то хитрость, как научиться спать по два-три часа и не выглядеть после этого как зомби?
Виктор: Я употребляю кислородные добавки, а также витамины определенных групп, но прекрасно контролирую этот процесс. Раз в полгода насыщаю свой организм аминокислотами и нейтрализаторами жиров. Стараюсь регулярно совершать пробежки и плаваю по несколько часов в воде, если нахожусь в определенных условиях. В 2017 году я практически не употреблял алкоголь и последние несколько месяцев прекратил кушать вредную еду. К примеру, за последние несколько недель я не ел ничего жирного.
Иван: А какой Ваш идеальный выходной? Могли бы Вы описать, например, Ваш идеальный воскресный завтрак?
Виктор: Идеальным выходным можно назвать встречу с родными людьми. Завтракаю я очень скромно, а именно: овсяная каша с фруктами или 2–3 яйца + бутерброд с красной рыбой.
Иван: Где Вам больше всего по душе заграницей? И почему?
Виктор: Когда-то я думал о том, что везде где-то лучше, чем в России, но к 30 годам понял, что мне стало везде комфортно. Единственное, что плохо в России — это климат. В Москве очень мало солнечных дней и суровая зима.
Иван: Как изменились Ваши взгляды на жизнь после получения диплома? После первого опыта ведения бизнеса? После первых побед и после первых неудач?
Виктор: Не знаю, почему все критикуют образование в России, но у меня были удивительные преподаватели в университете, которые выбивали из меня всю “дурь”. Если бы у меня не было высшего образования, то вряд ли у меня была бы необходимая база знаний для создания продуктов. Я очень доволен всем и счастлив, что столько лет изучал точные дисциплины. Люди, которые не учились, а просто уклонялись от ответственности, всегда говорят, что образование не играет роль, но я с ними в корне не согласен. Все то, что я изучал на факультете Кибернетики, мне пригодилось. Да, было тяжело усваивать столько материалов, но это стоило того.
Первые шаги в “бизнесе” я сделал так рано, что даже не понимал, что занимаюсь бизнесом, поэтому выводов тогда нужных не сделал. Самые серьёзные выводы были сделаны из неудач, которых было очень много. Главное, что нужно понимать предпринимателю — это то, что не бывает сладких побед без поражений. Одно дополняет другое, и к поражениям нужно стараться относиться нормально. 99% людей не может принять поражение, поэтому у них включается страх проиграть снова. Такой страх есть и у меня, но с годами он становится всё сильнее и сильнее приглушен. Я просто знаю, что если сейчас у меня что-то не получится, то завтра сделаю всё ещё лучше и интереснее.
Иван: Возвращаясь назад, в момент обучения, то было ли что-то, чего Вам не хватило в процессе обучения, и Вам пришлось восполнять это уже одновременно с работой? Или же Вы полностью довольны своим образованием в ВУЗе?
Виктор: Доволен на все 100%. Эти лабораторные занятия по 8 часов с изучением C++ были настолько адовые, что после них работа в компании казалась лёгкой (улыбается). Моя дипломная работа состояла из почти 450 страниц кода, где были описаны все процедуры и функции нового приложения. Думаю, что можно понять, почему инженеров из России берут в практически любые технологические компании.
Иван: Чтобы Вы могли посоветовать более молодым поколениям (например, текущим студентам первого курса): как начать свой бизнес, когда есть желание, но нет идей? Возможно ли как-то найти эту идею или вдохновение? И где Вы берете их сами?
Виктор: Если Вы разработчик и хотите связать свою жизнь с этим, то не бойтесь написать мне. Наша компания готова принять молодых, амбициозных и талантливых инженеров.
5 советов для молодых разработчиков
1 — Программируйте каждый день и не думайте о том, что Вы не получаете за это средства
2 — Найдите свою любимую нишу, где Вы ощущаете себя сильнее
3 — Как можно больше экспериментируете со своим кодом и продуктом
4 — Даже если Вы ошиблись, то учитесь на своих ошибках, но идите дальше
5 — Все ответы всегда находятся рядом с Вами
Если говорить об идеях и вдохновении, то в основном всё то, что я делаю, является простой эволюцией развития в нише. Когда я ещё не поступил в университет, то создавал сайты для банков, которые через время стали эволюционировать в онлайн-сервисы. Если бы я не занимался созданием примитивных страничек, то никогда бы не понял сложных вещей. Далее, когда начал работать в такой компании, как Cyberplat, то увидел на своих глазах темпы изменения платежных средств, поэтому поймал идею того, что пора делать мобильный способ принятия платежей. Так происходило раз за разом.
Иван: Спасибо Вам за интересную встречу и беседу. Желаю Вам успеха в Вашем бизнесе и до новых встреч.
Виктор: Спасибо огромное Вам!
Справка:
Виктор Кох
Возраст — 30 лет
Разработчик, серийный предприниматель, бизнесмен и инвестор